Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Советы психолога

Уважаемые педагоги!!!

   Становление личности школьника происходит, прежде всего, на уроке. Поэтому учитель старается повысить интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, самостоятельную, групповую работу, дифференцированный подход, игру, создание ситуации успеха на уроке. Задания и материал подбирать так, чтобы он был доступен  по изложению, красочно оформлен, имел элементы занимательности, состязательности, содержал сведения и факты, не выходящие  за рамки  учебных программ. 

1. Предоставление частичной свободы выбора .

2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения

3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.

10. Изменять методы и приемы обучения.

11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение.

Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.

14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

22. Необычная форма преподнесения материала.

23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.

26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.

27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

28. Применяйте новые информационные технологии.

29. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

30. Уважайте личность каждого ребенка.

Памятка для педагогов.

Какими педагогическими коммуникативными умениями должен обладать учитель?

Во-первых, уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие.

Во-вторых, уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения, а это:

уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;

владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);

уметь вставать на точку зрения ученика;

уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;

уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;

быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним;

уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;

уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке;

уметь воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества;

уметь не бояться обратной связи от учеников;

уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.

Анкета для учителей по самооценке своей деятельности

1. Связываете ли Вы свои трудности с тем, что недостаточно глубоко знаете теоретические вопросы детской психологии?

(Да, затрудняюсь ответить, нет)

2. Возможно, Ваши затруднения связаны с тем, что Вы овладели не всеми способами, методами, приемами активизации учащихся в обучении?

(Да, затрудняюсь ответить, нет)

3. Представляет ли для Вас трудность формулировать вопросы проблемного характера, создавать проблемные ситуации в обучении?

(Да, затрудняюсь ответить, нет)

4. Часто ли Вам удается на лабораторных и практических занятиях организовать работу учащихся так, чтобы она проходила в форме небольшого исследования?

(Да, затрудняюсь ответить, нет)

5. Часто ли удается Вам на уроках использовать научные факты так, чтобы они способствовали развитию мышления учащихся?

(Да, затрудняюсь ответить, нет)

6. Представляет ли для Вас трудность осуществлять дискуссию на уроках?

(Да, затрудняюсь ответить, нет)

7. Владеете ли Вы умениями рассматривать явления, факты, события в ходе объяснения нового материала с позиций междисциплинарного подхода (показать всеобщность законов природы и общества, вводить элементы системного видения явлений и объектов и т.п.)?

(Да, затрудняюсь ответить, нет)

8. Всегда ли и во всех классах удается Вам составить задания различной степени сложности для учащихся?

(Да, затрудняюсь ответить, нет)

9. Часто ли Вы можете определить, какой вид заданий будет трудным для учащихся?

(Да, затрудняюсь ответить, нет)

10. Удается ли Вам определить степень осознанности владения учащимися мировоззренческими понятиями?

(Да, затрудняюсь ответить, нет)

11. Представляет ли для Вас трудность изложение теоретических и дидактических вопросов по Вашему предмету?

(Да, затрудняюсь ответить, нет)

12. Трудно ли Вам анализировать учебный материал с точки зрения современных достижений науки, движения научного знания?

(Да, затрудняюсь ответить, нет)

13. Всегда ли Вам удается выбрать соответствующий метод или методический прием для реализации целей урока?

(Да, затрудняюсь ответить, нет)

14. Можете ли Вы оценить свои удачи на уроке, определить то, что удалось Вам больше всего?

(Да, затрудняюсь ответить, нет)

15. Можете ли Вы определить и оценить, что не получилось на том или ином уроке, какие были затруднения?

(Да, затрудняюсь ответить, нет)

16. Всегда ли удается Вам увидеть недостатки тех уроков, которые Вы посещаете (уроки Ваших коллег)?

(Да, затрудняюсь ответить, нет)